|
Коренная сибирячка, школу она окончила в Талды-Кургане (теперь это суверенный Казахстан, а тогда - часть Советского Союза), университет в Омске, и по распределению отправилась в целинный край, куда очень многих тогда направляли на работу.
Потом - Алма-Ата. С 1977 года стала заниматься научной работой, сначала как ассистент кафедры терапевтической стоматологии Алма-Атинского медицинского института, затем - защита кандидатской диссертации в 1979 году, работа над докторской и ее защита в Санкт-Петербургском государственном медицинском университете имени Павлова в 1993 году. Вот такие вехи.
- Аля Алексеевна, в Новгороде как оказались?
- В начале 90-х, когда начался процесс разделения СССР на отдельные государства, происходил массовый отъезд русского населения из Казахстана. В их числе уезжали многие преподаватели мединститута, друзья, знакомые.
В Новгороде тогда открывался университет классического типа, для которого обязателен медицинский факультет, меня сюда и пригласили. Я подумала и приехала, была первой заведующей кафедрой стоматологии, организованной осенью 1996 года, а в следующем, 1997 году, был создан стоматологический факультет, я стала его первым деканом.
- С какими проблемами Вам пришлось столкнуться?
- Мы начинали работу практически с нуля. Не было ни рабочих программ, ни методических рекомендаций, даже нужных книг в библиотеке по стоматологии - все написали, собрали, сделали.
Была проделана огромная работа по созданию кафедры, ее материальному оснащению, поскольку стоматологическая дисциплина требует соответствующего оборудования, сложной и часто дорогой техники. Огромную роль в этом становлении сыграло участие в нем ректора мединститута В.Р. Вебера, тогдашних ректоров НовГУ В.В. Сороки и А.Л. Гаврикова.
Помогли связи с Московским медико-стоматологическим университетом, который является главным учреждением по организации учебного процесса данного профиля в России. И при поддержке этого университета мы взяли типовые программы, на основании которых разрабатывали свои типовые, базовые документы для преподавания стоматологических дисциплин.
- Стоматология - это продолжение семейных традиций?
- Скорее, продолжение - медицина. Мои братья и сестры работают в самых разных сферах. Врачом был дядя, мамин брат, он до войны окончил медицинский факультет Казанского университета, учился в аспирантуре, в 1941 году добровольно ушел на фронт, хотя имел бронь, и погиб. Он - первый врач в нашей семье. А сейчас у нас два хирурга, один невропатолог, один лор, еще стоматолог, кроме меня, моя дочь - терапевт в поликлинике, врач высшей категории.
Я сама выросла в большой семье, мой брат старше меня на 20 лет. И все выучились. Братья, когда вернулись с войны, женились и учились.
Отец тоже участник войны, до войны учился в Томском политехническом институте, но не закончил, потому что уже была большая семья. Тогда он работал директором хлебозавода: человек партийный, куда направят, там и работал.
В 1957 отца вызвали в военкомат. Оказалось, что еще в 1943 году, между боями, на коленке химическим карандашом он написал письмо в комитет обороны - как уменьшить откат от орудий при стрельбе. И вот, через 14 лет, когда война закончилась, жизнь налаживалась, его предложение признали изобретением и наградили орденом Красной Звезды.
- Мы знаем, что у Вас тоже есть изобретения:
- Да, видно творческая жилка перешла по наследству. У меня есть одно авторское свидетельство, выданное еще в СССР, а в РФ - шесть патентов.
- Что сейчас для Вас главное в жизни?
- Основное - работа, учебный процесс. За время существования кафедры стоматологии подготовлено 315 студентов, врачей-стоматологов. Наши выпускники достаточно хорошо подготовлены. И в том, что в Новгороде открыта сеть частных стоматологических клиник, прежде всего, заслуга университета.
Мы широко привлекаем студентов к научно-исследовательской работе, сами тоже работаем со студентами, аспирантами, врачами-интернами, ординаторами. Направления нашей секции терапевтической стоматологии - профилактика и лечение стоматологических заболеваний с применением новых материалов, в том числе, лазерных. Результат - доклады на конференциях, статьи в научных журналах. Ежегодно представляем результаты наших исследований на всероссийской конференции в Москве. Нас, новгородцев, хорошо знают и всегда приглашают.
- А в свободное время?
- Я по возвращении домой, конечно, должна хоть немного расслабиться. Потом планирую следующий день - лекции, занятия, к которым надо подготовиться. Вот освоила компьютер, купила ноутбук, хожу в Интернет, узнаю все новости: это очень интересно! Внедрение новых информационных технологий - большое достижение последних лет.
Любимые писатели - Виктор Астафьев, классики - Толстой, Достоевский, Лермонтов, Пушкин, Гоголь. Прошлым летом заново открыла для себя "Войну и мир", на многое посмотрела по-другому, в свете сегодняшнего опыта. То же можно сказать о Гоголе: оценила только сейчас, как он из малого разворачивает целый оригинальный мир. У Лермонтова поражает высокий интеллектуальный уровень поэзии - можно читать и перечитывать.
Люблю театр, особенно балет. Последний спектакль - "Жизель" в Мариинке с Ульяной Лопаткиной.
Любимое место в Новгороде - кремль, филармония. Но самое любимое - дом.
Мои внучки-школьницы склонности к медицине пока не проявляют. Но контакт у меня с ними хороший. Хотя и смотрят они по ТВ не то, что хотела бы я, а то, что нравится им, много работают в Интернете, хорошо ориентируются и меня приобщили к сети "Мой мир". Идет взаимный процесс воспитания!
В нынешнем году 50 выпускников ИМО становятся специалистами-стоматологами.
Переговоры по трудоустройству с главными врачами стоматологических клиник Новгорода и области, с главными специалистами в области стоматологии деканат и выпускающая кафедра стоматологии вели в течение месяца. А прошедшее недавно распределение носило итоговый характер, так что практически все выпускники трудоустроены.
По словам декана факультета, профессора ИМО Г.С. Архипова, в этом году многие выпускники предпочли детскую стоматологическую поликлинику. И это радует, так как Новгород нуждается в детских стоматологах.
Получать знания в ИМО студенты приезжают из разных уголков Новгородской области, Северо-Запада и других регионов России, из стран дальнего и ближнего Зарубежья. Конечно, большая часть иностранных студентов возвращается на родину, но некоторые остаются в интернатуре при кафедре стоматологии на ее клинической базе и на базах клиник Новгорода.
Пресс-центр "НовГУ-информ" |