|
О научных интересах
Они связаны с универсальными философскими категориями: "рефлексия", "сознание" и "рациональность". Непосредственно мои научные интересы были связаны с таким философским направлением, как феноменология.
Родоначальник этого направления Гуссерль, чье творчество оказало влияние на деятельность и философские открытия учеников, в первую очередь Хайдеггера, который повлиял на творчество Гадамера. Соответственно, мои научные интересы расширились: кроме феноменологии я стал изучать фундаментальную онтологию и герменевтику.
О феноменологии
Если до Гуссерля философия пыталась построить какую-то теоретическую конструкцию, посредством которой определялась та или иная сущность, то Гуссерль поставил задачу разработать механизм, чтобы эту сущность можно было не только теоретически конструировать, но и наглядно узреть. Непосредственное созерцание этих сущностей и предполагает феноменология. В самом термине заключен смысл направления - учение о феноменах, то есть они должны быть не просто теоретически описаны, но мы их должны созерцать. А что это за феномены? Всё, что угодно, любое явление может подвергаться интеллектуальному созерцанию. Вот основное содержание феноменологии. Применять ее можно в любой научной дисциплине, потому что это не только философское направление, но и методология, которую можно использовать в разных сферах гуманитарного знания.
О роли философии в современном мире
Отмечу в первую очередь негативную роль философского знания в современном мире. Связано это с тем, что философия перестала заниматься предвосхищением ситуации, негативных тенденций и направлений развития и культуры, и современного социума в целом. Во временных рамках сложно сказать - перестала или не способна предвосхищать? В связи с этим философия должна ответить на вопрос, что она сама собой представляет?
Появляется метафилософия, которая занимается осмыслением не каких-то разделов и сфер бытия, а осмыслением самой себя. Это важное направление развития современной философии, и если оно будет успешно развиваться, то мы получим ответ - являются ли эти задержки в осмыслении современных проблем и перспектив развития культуры временными или это окончательный приговор для философии? Мы знаем, в принципе, в чем проблемы современной философии, мы знаем направление, в каком они могли бы получить своё разрешение, но мы не имеем конкретных наработок, которые можно было бы сейчас предъявить обществу и сказать, что мы выходим из кризиса.
- Александр Андреевич, какой довод вы приведете абитуриенту в пользу философского факультета? И как развеять убеждение, что философия - наука скучная, заумная и практически неприменимая?
- Если вы ещё не окончательно потеряли способность к мышлению, то вы - наш абитуриент. А с предубеждениями или, как Бэкон говорил, с идолами, бороться бессмысленно. Мыслящий человек сам поймёт. А кто не мыслит, тому этого не понять.
- Можете назвать философов, наиболее вам симпатичных?
- Я по натуре не являюсь революционером и считаю, что каждая философская революция длится, по крайней мере, несколько столетий. Поэтому назову следующие имена: Гуссерль, Платон, Гераклит, Гегель и, даже не философ, а социолог Николас Луман.
- Ваши предпочтения в литературе?
- Гёте, Достоевский, Джойс.
- Должен ли писатель быть философом?
- Я считаю, что даже среди философов мало философов, а уж среди писателей их можно по пальцам перечислить. Поэтому мне кажется, что в творчестве писателя должно превалировать художественное видение мира. В этом смысле, если опираться на эстетическую теорию Адорно, в современном художественном творчестве материал преобладает над идеей.
Я не знаю, хорошо это или плохо, но считаю, что у нас современному искусству мало уделяется внимания. Пора бы нам, в том числе и в литературном творчестве, не завышать шкалу оценок, а обращать внимание на любые формы проявления творчества, не пытаясь в этих произведениях искать мировую величину. Мне представляется, что это единственный наш шанс на спасение. |