|
Начавшийся XXI век унаследовал многое от XX века, и не в последнюю очередь - проблему духовного отчуждения, одиночества.
Незнание своего прошлого, отсутствие систематизированной информации о своем происхождении и поэтому отсутствие возможности передать ее новым поколениям и приводит человека к отчуждению и одиночеству.
Человеческая жизнь - это не просто временной промежуток, который определяется рождением и смертью.
Прожить жизнь - это значит продолжить свой род, данный тебе с именем, и продолжить его, вбирая лучшие образцы человеческих поступков и мыслей, принадлежащих этому роду. Но для этого нужно знание о бытии "я" и об его историческом становлении. Средством приобретения подобного знания выступает генеалогия.
Исследователь - генеалог, в том случае, когда он пишет историю своего рода, выступает в роли посредника между прошлым и будущим, между предками и потомками. Поэтому, во-первых, он как бы освобождается от чувства метафизического одиночества, отделенности от исторического процесса. А во-вторых, генеалогия - это, своего рода, взгляд в будущее.
Взгляд, который обращен из прошлого в будущее, выступает знанием о том, кто есть "я" на самом деле, что останется и передастся потомкам о предках, сохраняясь как память о семье, ветви, роде.
Генеалогия - это попытка помочь современному одиночке воссоединиться со своей родовой наследственной сущностью через свою, трансформируемую временем, "социальную память".
По-разному можно воспринимать термин "социальная память", имеющий ключевое значение в постижении реального состояния общества. Однако в народной практике чаще употребляются несколько иные понятия из этой сферы. А именно, "живая", "действующая" память. Обычно с этими понятиями мы ассоциируем результаты самопознания своих собственных, наших, в прямом смысле слова, родных истоках.
В системе начавшейся в стране гуманитаризации образования и воспитания стремятся возродить у поколения тягу к восстановлению или систематизации собственной истории семьи, преследуя высокие цели - воссоздание единичной ячейки в структуре общей культурной самоидентификации.
Конечно же, знание событий в истории отдельно взятой семьи не может непосредственно повлиять на социальную память, но не в этом и дело.
Накопление генеалогических материалов по историям семей создает мощный фундамент для общественного здания памяти общества в целом. |