|
Научно-практический семинар "Русский Ницше": русская литература XX века и "кризис ценностей" европейской культуры" прошел 23-25 марта на филологическом факультете на кафедре русской литературы и журналистики под эгидой НовМИОН НовГУ. В работе семинара, который был посвящен проблемам изучения культурного сознания XX века, приняли участие ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Даугавпилса (Латвия), Иваново, Ижевска. Обратили на себя внимание доклады: "Аполлонические идеи Игоря Стравинского" О.А. Кузнецовой (С.-Петербург), "Немецкая философия и Е.И. Замятин" М.Ю. Любимовой (С.-Петербург), "Так говорил Владимир Санин (Русское ницшеанство сквозь призму романов Михаила Арцыбашева)" А.М. Грачевой (С.-Петербург), "Ницше в творчестве В.В. Розанова: pro et contra" И.В. Трофимова (Даугавпилс), "И.Ф. Анненский в полемике с Ницше и "русским ницшеанством" начала XX века" Г.В. Петровой (В. Новгород), "Воля к власти как риторическое самоутверждение" Н.А. Кащея (В. Новгород), "М.Осоргин и Ф.Ницше" В.В. Шадурского (В. Новгород). Заведующий кафедрой русской литературы XX века и журналистики Владимир Васильевич Мусатов, руководитель семинара ответил на вопросы нашего корреспондента Анны Багаури.
|
|
|
В.В. Мусатов
|
- Владимир Васильевич, а почему Ницше?
- Тема семинара выбрана неслучайно, так как связана с главным направлением деятельности НовМИОН - развитием междисциплинарных связей. Самая близкая и родственная дисциплина филологии - это философия. А русская литература XX века очень философична и активно контактировала с целыми циклами философских идей не только русских, но и европейских. И в этом плане Фридрих Ницше - один из главных философских персонажей в сознании русской литературы XX века. Поэтому через Ницше в русском восприятии ведется диалог с европейской культурой.
- Чем Фридрих Ницше интересен нам сегодня, в чем его актуальность?
- Ницше интересен тем, что сформулировал своеобразную философию власти. В немецкой философии есть термин "воля к бытию" Артура Шопенгауэра, которого в русской культуре очень хорошо знали. А Ницше "волю к бытию" трансформировал в "волю к власти" и тем самым очень много угадал в природе власти, как таковой. Я полагаю, что философский сценарий XX века во многом развивался по Ницше.
|
|
Участники семинара Ю.Б. Орлицкий, доктор филологических наук РГГУ, главный редактор журнала "Вестник гуманитарной науки"и А.М. Грачева, научный сотрудник Пушкинского дома.
|
- Что же угадал Ницше в природе власти?
- Некую категорию людей, для которых воля к существованию означает, прежде всего, волю к власти. Для них "властвовать" значит - "жить". Для Сталина и Гитлера власть была - все. Ницше гениально угадал, что вопреки всему - либеральным идеям, демократии, христианству - такие люди будут стремиться к власти.
- Второе - Ницше очень точно определил, что власть, опираясь на закон, выступая от имени закона, в принципе, склонна этим законом пренебречь. Он говорил о двух типах людей, которые всегда будут нарушать закон. Первый тип - преступники вне закона, они находятся внизу, а закон над ними. Второй - люди над законом: это представители власти. Сталину и Гитлеру законы были ни к чему. Ницше обнаружил сходство между этими двумя типами - нарушать закон, перешагивать через него в силу "воли к власти". Это сейчас очень актуально.
- XIX век был крушением государств с либеральными режимами, крушением универсальных либеральных ценностей.
- Сегодня мы обнаруживаем, что демократия - демократией, а власть - властью. И у власти есть своя логика, которая нами еще плохо понимаема.
- Ницше поставил проблему власти как таковой, проблему мотивов, которыми руководствуются люди власти и т.д. Очень хорошо описал тип человека, который внутренне чувствует себя свободным и уже ощущает себя в зоне абсолютной свободы. Когда у "человека власти" есть ресурсы для осуществления своей воли, для осуществления своих желаний и возможностей - это проблема, с которой мы еще будем сталкиваться.
- Планируется ли еще проведение подобной конференции?
- Если все удастся и получится, то хотелось бы организовывать конференцию с более широкой проблематикой, более широким кругом участников под условным названием "Русская литература и диалог ценностей России и Запада". У нас есть своеобразие, свой менталитет, отличающий нас от Европы. Но мы давно ведем и готовы вести с ней диалог. Потому, что у России и Европы есть общие фундаментальные ценности. Это было бы интересно.
ФРИДРИХ НИЦШЕ (1844-1900) - немецкий фи-лософ и поэт. Родился в семье потомственного священника. Изучал классическую филоло-гию, был необычайно одарен-ным студентом, а в 25 лет по-лучил звание профессора. Од-нако вынужден был оставить преподавание из-за усиливав-шейся болезни, которая в 1888 году привела его к безумию. Был другом композитора Р.Ваг-нера и поклонником его музыки. Свои идеи Ф.Ницше выражал в форме философских эссе ("Человеческое, слишком человеческое", "По ту сторону добра и зла"), построенных как цепь фрагментов и афо-ризмов. Он обращался к легенде и мифу ("Так говорил Заратустра"), воплощая свое видение мира в поэтическом творчестве.
Противоречивая и не поддающаяся однозначной интер-претации философия Ф.Ницше оказала колоссальное влия-ние на все философские направления, искусство и литера-туру XX века. Желая освободить "жизнь" от подавляющего гнета ра-зума, философ провозгласил "переоценку всех ценностей", переход "по ту сторону добра и зла". "Смерть бога", "богоутрата", переживаемая человечеством, должна облегчить этот путь. Нет никого, кому мы обязаны отдавать отчет в своей жизни, кроме нас самих. Человечество может делать с собой все что хочет. Жизнь есть только эксперимент по-знающего, а не его обязанность. На основании этой философии Ф.Ницше создал свой миф о "сверхчеловеке" - сильной личности, свободной от морали, смирения, открыто тянущейся ко злу как единст-венной силе созидания, смотрящей в лицо смерти с веселым трагизмом, движимой вперед "волей к власти". |