|
- Расскажите, пожалуйста, о работе олигофренопедагога.
- Олигофренопедагог работает с детьми, имеющими различные степени умственной отсталости: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую. Для каждой категории детей имеются программы, учебники, коррекционное и диагностическое оборудование, в том числе информационное. С детьми проводятся занятия по развитию речи, чтению, письму, счету. Олигофренопедагогика - это педагогическая помощь, поддержка, сопровождение. Педагогическая помощь и поддержка оказывается тем, кому трудно научиться элементарной грамоте, навыкам самообслуживания и взаимодействия с окружающим миром. Сопровождать необходимо тех, кто не может жить самостоятельно. Хочу процитировать слова Я. А. Коменского: "Из человеческого образования нельзя исключить никого, кроме нечеловека".
- Надежда Павловна, с какими детьми будут работать выпускники ваших специальностей?
- Мы готовим специалистов для работы с детьми, имеющими различные нарушения развития: недоразвития речи, интеллекта, слуха, зрения, эмоционально-волевой сферы, поведения и т.д.
- Какие учебные заведения существуют для таких детей?
- Специальные коррекционные образовательные учреждения I-VIII вида принимают детей дошкольного и школьного возраста. Существует и сеть специальных профессиональных учебных заведений. Например, в учреждениях V вида обучаются дети с тяжелой речевой недостаточностью, в школах VII вида - дети с задержкой психического развития и минимальной мозговой дисфункцией. В школах VIII вида - умственно отсталые дети.
- Могут ли выпускники специальных школ поступать в университет?
- В нашей стране лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставлено право получать и высшее профессиональное образование. Студентами могут стать выпускники образовательных учреждений с I по VI вид. В учреждениях I и II вида обучаются дети с нарушениями слуха, III и IV вида - с нарушениями зрения, VI - с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
- Умственная отсталость - что это?
- В основе современного определения умственной отсталости лежат человеческие способности: моторные, вербальные, гностические, социальные.
Уже к трем годам у умственно отсталого ребенка отмечается задержка развития двигательной сферы (крупная и мелкая моторика, позы, жесты, мимика и др.), недоразвитие речи (нарушенное звукопроизношение, бедный словарь, несформированная фразовая речь, затруднения речевого общения). К школьному возрасту на первый план выходят проблемы личной и познавательной сферы. Умственно отсталым детям свойственно дисгармоническое развитие и патологическое поведение.
- В каком случае с умственно отсталыми детьми должны заниматься и логопед, и специалист по развитию движений, и психолог?
- Логопедия и олигофренопедагогика являются классическими дефектологическими специальностями наряду с сурдо- и тифлопедагогикой. Адаптивная физкультура, специальная психология и дошкольная дефектология - новые специальности, с которыми мы связываем будущее дефектологического образования в НовГУ. С умственно отсталыми детьми работают все специалисты, т .к. очень часто дети имеют сочетанные нарушения развития (глухой у/о, слепой у/о, у/о с нарушениями движения). Все у/о дети имеют речевые трудности.
- Сколько раз нужно побывать у логопеда, чтобы исправить, например, звук "Р"?
- Поставить звук "Р" наши выпускники смогут быстро, но звукопроизношение - не единственная характеристика речи. Грамотный логопед обязательно продолжит занятия по расширению словаря, предупреждению дисграфий и дислексий (нарушение письма и чтения), гармонизации речевого общения (диалог, полилог).
- Какие предметы изучают будущие логопеды в НовГУ?
- Анатомию, генетику, психопатологию, физиологию и патологию органов слуха и зрения, специальную педагогику и специальную психологию и др. На занятиях по сурдопедагогике студенты учатся дактильному языку, жестовой речи, чтению с губ. На лекциях по тифлопедагогике изучают азбуку Брайля. Важнейшими предметами являются русский язык и психолингвистика. Лингвистическая подготовка дефектологов есть необходимое условие их профессиональной компетентности. Будущие логопеды изучают родной язык как инструмент коррекционного воздействия на детей с проблемами в развитии.
- Надежда Павловна, расскажите о планах кафедры ЛиО.
- Дальнейшее развитие и становление кафедры мы связываем с привлечением молодых специалистов с дефектологическим образованием, повышением их квалификации (аспирантура, докторантура), расширением дефектологических специальностей с НовГУ; участием в программе по созданию учебно-методического центра по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья, издательской деятельностью, международными контактами и др.
Но, даже если мы не увидим немедленного результата, будем терпеливы и наблюдательны, откажемся от стереотипов и примем человека таким, каков он есть, это поможет нам решать вопросы модернизации непрерывного дефектологического образования, интеграции специального образования, вербальной социализации студентов и др. |