Зарегистрироваться...
Блоги

,
Список блогов

Так будем развивать дистанционное обучение в НовГУ или нет?

26.01.10
15:40

Для меня стало большой неожиданностью почти полное отсутствие комментариев на мое сообщение в блоге о планах по развитию дистанционного обучения в НовГУ.
Пожалуйста, коллеги, преподаватели, сотрудники Института постдипломного и дополнительного образования, Учебно-методического управления, поделитесь своими мыслями по этому поводу! Ни за что не поверю, что таких мыслей нет!

Призываю к дискуссии!

 

Комментарии

Антон Бочанов  26.01.10
17:33

Если мнение студентов учитывается, то могу от себя сказать, что ДИСТАНЦИОННОЕ обучение - это обучение, пригодное только для старших курсов/магистратуры, в остальном - это втаптывание мозгов студентов в болонский процесс, от кокоторого уже все нормальные люди шарахаются. Но даже если на втором курсе магистратуры давать знания только по сети - вырастут отформатированные мозги, неспособные к творчеству. Есть самостаятельная работа студентов - её вполне достаточно, а ДО - это способ облегчить жизнь преподавателям. имхо какбы)))

Антон Бочанов  26.01.10
17:37

http://moodle.novsu.ru/mod/resource/view.php?id=5291
Меня тут позабавили "мифы" - это друзья не мифы - а реальность, хотя спорить об этом конечно бессмысленно, каждый при своём останется:)

Ирина Кузьмина  26.01.10
20:57

План развития, думаю, связан со свободным временем для формирования курса (и желанием). Мне, например, удобно использовать ДО для СРС, можно проконтролировать как изучение теоретического материала, так и выполнение заданий.

  26.01.10
22:36

Евгений Александрович, очень странно звучит тема Вашего сегодняшнего сообщения: так будем развивать ДО в НОвГУ или нет? (Кстати, именно поэтому нет откликов на первое Ваше сообщение, которое я внимательно прочитала, с комментариями Н.В.Курмышева, и удивилась еще тогда). Этот вопрос можно было бы прямо задать Вам, как директору ЦДО: будем развивать или нет? По-моему, вопросов по ДО сейчас больше, чем ответов. Хотела обратить особое внимание на это, когда закончится зимняя сессия, отнимающая столько сил, но пришлось еще раз просмотреть все документы по ДО, выложенные на странице ЦДО, чтобы понять, чего Вы хотите. Факт обсуждения в блоге о перспективах развития ДО несколько необычен, и то, что нет откликов, тоже говорит о том, что центр, по-моему, создан просто для того, чтобы он был (во исполнение приказа Министерства образования № 137 от 6 мая еще 2005 года) - правда, Ваша искренняя заинтересованность в обсуждения улучшения работы Центра говорит об обратном.
Во-первых, о ДО мало кто знает (поверьте, не на всех факультетах используют видеолекции или вебинары...). Я тоже мало знакома с этой формой, поэтому могу высказать только то, что знаю и понимаю из доступной мне информации, которой мало.
Во-вторых, сам факт создания Центра с таким составом говорит о том, что в ДО видится лишь техническая часть по обеспечению доступности информации потенциальным потребителям: в Центре нет ни одного методиста, только технические работники, и то в составе полторы шт.ед. Нет четких методических разработок ДО и рекомендаций по его внедрению. Нет и реальных результатов работы Центра - именно в том смысле, что нет ни одного анализа эффективности той или иной формы работы, а не статистики посещаемости сайта, что, думаю, не совсем показатель (для оценки результатов ЦДО, возможно, это и так). ЦДО ссылается на контакты с Институтом постдипломного образования, УМУ и т.д., а на главной странице сайта выкладывает скачанные с чужих ресурсов материалы о развенчании "мифов" о ДО, полные противоречий и откровенных несуразностей, не говоря уже о совсем не научном их характере. Вот лишь некоторые цитаты: "отсутствие общения мало влияет на качество обучения..." (это полная ерунда, и это уже доказано педагогикой всех времен и народов), "общения на лекциях нет..." (посетите хоть одну лекцию филологов!) и тут же о том, что ДО предполагает контактные фазы и что оно отнюдь не исключает "ЖИВОГО УЧЕБНОГО ОБЩЕНИЯ" (выделено мной - Д.Т.) и т.д., все читали эти якобы мифы. Надо говорить о ДО не как заменителе традиционного, личностного общения, а о ФОРМАХ ДО в любом курсе, которые есть, давно живут и применяются очень многими, да почти всеми преподавателями (см. комментарий Ирины Кузьминой, с которой я согласна и в том, что нужно располагать свободным временем для специальной разработки курса ДО по своему предмету, именно с МЕТОДИЧЕСКИМИ рекомендациями, а не просто с кнопкой доступа),(см. также уникальные формы обучения в системе интернет некоторых преподавателей кафедры журналистики и др.).
И вообще, если ЦДО хочет по-настоящему развивать ДО, нужна хорошая и настоящая научная база по психологии, методике и правилах ДО, нужны специально выделяемые в нагрузке преподавателей часы на реализацию и разработку ДО, нужны, наконец, просто технические средства для этого (неужели предполагается, что ДО можно развивать только с помощью домашнего компьютера преподавателя с искажающей лицо дешевой веб-камерой или одного медиакомплекса, который, кажется, слава Богу, есть в медицинском институте?).
Евгений, или Вы не это хотите услышать? Повторяю: то, что Вы искренне заинтересованы в мнении "масс", уже хорошо. Но не удивляйтесь, что нет должного отклика: процессы, происходящие сейчас в высшем образовании в России, заставляют больше думать о проблемах более глобальных, чем ДО, которое и так уже, в отдельных своих формах, используется нами, причем совершенно бескорыстно...

Николай Курмышев  27.01.10
10:20

Спасибо Ирине и Дарье за вопросы, критику и предложения.
Постараюсь высказывать свои мнения коротко (за точку опоры возьму мнения Дарьи Терешкиной).

"Во-первых, о ДО мало кто знает (поверьте, не на всех факультетах используют видеолекции или вебинары...). Я тоже мало знакома с этой формой, поэтому могу высказать только то, что знаю и понимаю из доступной мне информации, которой мало."
О ДО столько пишут, показывают. Но пока сам не попробуешь что-нибудь использовать из элементов ДО, действительно, мало понятно. Приходите на курсы, они проходят регулярно и бесплатно для всех преподавателей.

"Во-вторых, сам факт создания Центра с таким составом говорит о том, что в ДО видится лишь техническая часть по обеспечению доступности информации потенциальным потребителям: в Центре нет ни одного методиста ..."
Не только лишь техническая часть (например, обучение), но в большей степени именно технологическая составляющая ДО. Методистов достаточно на кафедрах и в других учебно-научных подразделениях (только вот методических разработок мало). Считаю, что центру ДО в настоящее время методист не нужен.

"Надо говорить о ДО не как заменителе традиционного, личностного общения, а о ФОРМАХ ДО в любом курсе"
Именно об этом Евгений Морозов и говорил в своем блоге "1. Мы хотим донести до преподавателей идею того, что дистанционное обучение не обязательно должно быть 100% дистанционным. Можно использовать элементы ДО и в обычном учебном процессе. И это не просто модное слово, а удобный инструмент, который облегчает жизнь. Мы знаем, как, и расскажем всем."

"неужели предполагается, что ДО можно развивать только с помощью домашнего компьютера преподавателя с искажающей лицо дешевой веб-камерой или одного медиакомплекса, который, кажется, слава Богу, есть в медицинском институте?"
Можно даже и без веб-камеры. Нужен компьютер (рабочий или домашний), подключенный к интернет и доступ серверу ДО. Главное нужно желание и умение.

Центр ДО НовГУ будет развивать ДО не сомневайтесь. Хотелось бы иметь сторонников и работать вместе.

  27.01.10
13:00

Большое спасибо за ответы. Пока из них видно, что мы, в целом, идём правильной дорогой.

Действительно, Центр входит в состав ЦНИТ и мы в первую очередь видим свое предназначение как техническая служба. Однако, не хотим ограничиваться только поддержкой существующей инфраструктуры, а постоянно развиваем ее. И стараемся делать так, чтобы методика развивалась вместе с техникой. Для этого и организуем курсы, обучаем основам технологий. Но основ мало, они дают только старт, "хорошая и настоящая научная база по психологии, методике и правилах ДО" не возникнет на пустом месте, такие наработки могут появиться только с опытом использования. В этом обсуждении я и хотел услышать отзывы от преподавателей и студентов.

Про элементы ДО в традиционных формах. Мы запланировали на 2010 год подготовку методических рекомендаций по использованию элементов ДО (публикации материалов, общения со студентами, тестов, обмена заданиями-решениями) во всех видах и формах учебного процесса. Это будет электронная методичка, а может быть, и на бумажном носителе (нужно?).

Дарья, а можно ссылочку на "уникальные формы обучения в системе интернет некоторых преподавателей кафедры журналистики и др." ?

Полина Каминская  27.01.10
13:36

Ссылка на группу в Контакте "Фотодело. Кафедра журналистики" как пример использования методов ДО. Напоминаю, что она работает в случн, если вы зарегистрированы в контакте. Каминская http://vkontakte.ru/club11594165

Полина Каминская  27.01.10
14:06

Еще комментарий Татьяны Леонидовны Каминской. 1. По поводу "поучиться ДО". В 2002 году я проходила обучение в Швеции по программе "Дистанционное обучение студентов университетов". По результатам стажировки в 2002 году у меня в изд-ве НовГУ вышло учебное пособие "Связи с общественностью для дистанционного обучения". Оно переведено было даже на шведский как один из лучших результатов данной программы.
2. По поводу дистанционных технологий. Практически каждый преподаватель нашей кафедры работает со студентами он-лайн. В прошлом году я, как известно, предлагала Н.В. Курмышеву включить сайт кафедры в портал НовГУ. Он все же существует. но как автономный ресурс. Студенты размещают там свои публикации, могут получить комментарии и советы. А уж об эффективности работы с абитуриентами такого способа говорить не приходится.

Николай Курмышев  27.01.10
14:43

Полина, а от куда Вы взяли комментарий Татьяны Леонидовны? Почему она сама не комментирует?

Где можно почитать учебное пособие? Оно есть на страничке кафедры журналистики или в разделе УМК?

Адрес сайта кафедры? Зачем мне предлагать включать сайт в портал, кафедра сама может это сделать не спрашивая меня? У каждого заведующего для этого есть и возможности и права.

Полина Каминская  27.01.10
15:11

Уважаемый Николай Васильевич!
Это я, Т.Л. Каминская, комментирую с чужим паролем, который у меня стоит дома (рабочий - на кафедре).
Пособие есть, конечно, частично в разделе УМК. А так же в бумажном варианте на кафедре и в библиотеке, надеюсь, НовГУ. Но оно, как уже было указано выше, не единственное достижение нашей кафедры в обсуждаемой сфере.

Николай Курмышев  27.01.10
15:18

Спасибо, Татьяна Леонидовна!

Адрес сайта кафедры? если не секрет.

В разделе УМК где, в какой дисциплине?

Это я, Н.В.Курмышев, комментирую со своим паролем:-)

Николай Курмышев  27.01.10
15:18

Спасибо, Татьяна Леонидовна!

Адрес сайта кафедры? если не секрет.

В разделе УМК где, в какой дисциплине?

Это я, Н.В.Курмышев, комментирую со своим паролем:-)

Полина Каминская  27.01.10
15:25

1.Для Николая Васильевича и всех интересующихся - ссылка на студенческое творчество в рамках кафедры журналистики:
http://www.gazeta-antonovka.ru/
2. По поводу пособия Каминской - в разделе УМК кафедры журналистики частично из него задания и текст в рамках предмета "Основы рекламы и PR" а также мастерских и спецсеминаров по PR.

Николай Курмышев  27.01.10
16:40

http://www.gazeta-antonovka.ru/ - отличный Интернет-сайт. Рекомендую сделать на него ссылку с портала НовГУ.
Еще обнаружил http://journ.home.nov.ru/rus/stud/link.htm тоже отличный сайт. Также рекомендую.
Любые интересные дополнения к официальному порталу это здорово. Но не забывайте и об официальной странице кафедры, именно сюда придут абитуриенты.

"2. По поводу пособия Каминской - в разделе УМК кафедры журналистики частично из него задания и текст в рамках предмета "Основы рекламы и PR" а также мастерских и спецсеминаров по PR."
Познакомился с материалами УМК. Готов рекомендовать всем, кто изучает курс "Основы рекламы и PR". На мой взгляд, очень хорошие материалы!!! Кстати, может быть весьма полезен для организации рекламной кампании Абитуриент 2010, т.е. для ответственных за приемную кампанию в НовГУ.

Однако в отношении применения к ДО. Из предисловия к лекциям "Данное пособие предлагает дистанционное обучение по дисциплине "Связи с общественностью" («Public relations”) для госслужащих." Но как его использовать для ДО, я так и не понял. Видимо, просто "скачать" и прочитать? Или есть некая методика (задания, тесты, обратная связь, обсуждения и т.д.)
Предлагаю вынести эти вопросы на учебно-методический семинар.

  27.01.10
20:39

Спасибо за ответы, Евгений. Методичка нужна, в том числе в бум.варианте (в документы на каждый факультет и для обсуждения на заседаниях совета факультета).
Спасибо за детальный комментарий, Николай Васильевич! Многое разъяснено, хотя уточню: я поняла, что как раз Евгений-то понимает, что такое элементы ДО в стандартных программах, но зачем тогда размещать очень спорный текст о ДО на странице Центра? Но Бог с ним, взяли то, что было. А вот предложенный Вами учебно-методический семинар по проблемам ДО, заинтересованность Евгения Александровича в наработках именно методического характера, полностью поддерживаю. Только бы время на это выделить - когда даже на прямые вопросы на сайте университета отвечать некогда. Вот Вы, например, с Каминской в середине дня такой диалог вели! - а я в шесть вечера только с работы приехала, не до обсуждений ДО было :)

И про веб-камеру: у меня ее вообще нет , т.к. думаю, что лучше без нее. Предпочитаю, чтобы на меня смотрели вживую. Или не видели совсем. Ведь личность преподавателя, исходя из концепции ДО, значит немного?..

Константин Краснощеков  28.01.10
14:50

Оживленная получилась дискуссия. Думаю мне, как лицу имеющему прямое отношение к дистанционной форме обучения, в стороне оставаться тоже не стоит. Обслуживая систему ДО, помогая преподавателям вести свои дистанционные курсы на сайте ДО, тесно работая с теми, кто пока еще не умеет, но желает научиться создавать свои собственные дистанционные курсы на нашем сервере, я выделил для себя несколько сложностей, которые влияют на развитие дистанционной формы обучения в НовГУ.
Первая сложность - неправильное представление курса ДО. Правильный дистанционный курс создать весьма сложно. Большинство же представляет себе дистанционный курс, трансляцию изображения преподавателя посредством вэб-камеры (что вообще является вэбинаром, а не курсом ДО), или как выложенные на сервере длиннющие вордовские документы, которые студенты должны скачать и прочитать. А затем тест. Но это далеко не так. Материал нужно переработать, выделить главное, спрессовать объемы, сделать интерактивным, продумать траекторию обучения, переходы на новые уровни, взаимосвязь элементов и многое другое. Для этого существует множество элементов ДО. Так же в ДО важно и нужно не только преподнести теоретический материал, но и продумать практические работы, задания, проверку знаний. Немаловажно продумать систему оценивания. И вот когда преподаватели все это понимают, они начинают представлять насколько это сложно и долго. При чем и методически и чисто технически. Есть такая замечательная фраза, прочитанная мной на одном из сайтов, посвященных проблеме ДО: "традиционные принципы обучения, юезусловно, свляются базисом для дистанционной формы, но для правильного применения их нужно трансформировать и дополнить". Что касается методиста, то я поддерживаю Николая Васильевича, считая что в Центре ДО он не нужен.
Вторая сложность - отсутствие финансовой мотивации. Часто на курсах преподаватели задают вопрос - "а что мне будет, если я проделаю эту большую работу и на кафедре появится правильный дистанционный курс?" А ничего. Прямой финансовой поддержки тех преподавателей которые делают курсы ДО нет. Возможно какими-то обходными путями эта деятельность и финансируется, но прямой поддержки нет. Единственный плюс - снизить нагрузку на самого себя. Хотя на самом деле, преподавание дистанционной формы задача не из легких.
Третья сложность - отутствие законодательной базы по внедрению курсов ДО в образовательный процесс. Можно внедрять курс ДО для очников? А для заочников? А по выбору? А можно заработать на созданном курсе, за счет сторонних слушателей?. В общем даже у тех, кто курсы сделал - куча вопросов. И преподают их, в большинстве случаев... на свой страх и риск.
Четвертая сложность - многие преподаватели не имеют нужной ИТ-компетенции для ДО. Не хватает знаний информационных технологий, нет навыка работы в сети Интернет. Простейшие задачи многих ставят в тупик. А без этих знаний создать хороший и интересный курс ой как сложно.

Кстати, идею проведения учебно-методического семинара, посвященного проблемам ДО всячески поддерживаю, но с одной оговоркой - не хотелось бы, чтобы на этом семинаре говорили только сотрудники Центра ДО. Хочется живого диалога с подготовившимися преподавателями и заинтересованными лицами.

  28.01.10
15:51

Константин, спасибо за честное обозначение проблем. Готова подписаться практически под каждым положением.
Однако весь Ваш второй абзац целиком посвящен методической составляющей ДО. А в конце Вы заключаете: "...поддерживаю Николая Васильевича, считая, что в Центре ДО он не нужен". Ясно, что плохой методист любую идею превратит в схоластику и принуждение. И держать на ставке методиста, который будет изображать, что он все время активно разрабатывает методику ДО, неразумно. Тогда, значит, сами работники ЦДО должны быть хорошими методистами. Вот если будет семинар - посмотрим и посоветуемся, если время и формат семинара будут приемлемыми. (Кстати, я против проведения семинара в дистанционной форме!..)

Константин Краснощеков  28.01.10
16:05

Спасибо за спасибо :)

"... держать на ставке методиста, который будет изображать, что он все время активно разрабатывает методику ДО, неразумно...

Вот именно поэтому я и считаю что он не нужен.

Тогда, значит, сами работники ЦДО должны быть хорошими методистами

На самом деле тут есть некоторые сложности. Подходов к созданию курсов ДО много. На курсах мы рассказываем об основных из них, о стандартах разработки курсов, о траекториях обучения и т.п. Но не навязываем. Каждый волен делать так, как считает нужным... так сказать... творить.

Ну а семинар, конечно, будет очный.

Николай Курмышев  28.01.10
17:03

Видимо, все желающие высказались. Можно подвести первые итоги (завтра блог "уйдет" с главной страницы портала).
1. Всем участникам большое спасибо!
2. Предлагаю дискуссию продолжить на учебно-методическом семинаре (дату и время заранее объявим на портале в первую неделю семестра).
3. Очень жаль, что никто из методистов УМУ и кафедр так и не высказал своей точки зрения о ДО, куда нам развивать (или не развивать) ДО в НовГУ, не поделился своими мыслями с Евгением Морозовым (о ведь ему нужна ваша реальная помощь).

Шухрат Юсупов  28.01.10
20:46

я как студент заочного отделения против дистанционного обучения...и заочного тоже) так как, пользы никакой ни от этого, и от другого... например нас студентов заочного отделения ни чему не учат...да и часов очень мало, преподаватель физически не может запихнуть материал в голову студента... да толку никакого... как-то какой -то преподаватель сказал, между заочников и птушников разницы никакой,... дистанционку тоже можно сравнить с ПТУ.... нужно ликвидировать и дистанционку и заочку... ИМХО

  29.01.10
01:04

Ну что, Николай Васильевич, рано закрывать дискуссию? Между прочим, это и подобные мнения мы тоже должны учитывать. Это не только искренний и во многом обоснованный крик студента-заочника; это проблемы и наших коллег, ВОТ ТАК учащих студентов-заочников и вот так к ним относящихся (думаю, этот преподаватель всех студентов университета считает пэтэушниками, - подобное, как правило, закономерность)... Вот его бы на семинар по ДО, пусть поделится своими "методическими наработками" хотя бы традиционного обучения, чем студентов обижать.

Антон Бочанов  29.01.10
09:26

Дарья Терешкина, это мнение не только студента-заочника, это мнение тех, кто связан с университетом лет 5. Видно, что сейчас кризис высшего образования, в частности и из-за таких нововведений (типа до).

  29.01.10
11:24

Шухрат, не рубите с плеча. Я сам обучался на дистанционной форме обучения на различных курсах и пользу получил огромную. Самое главное в дистанционной форме - заитересованность и мотивированность студента. Еще очень много зависит от преподавателя, от его заинтересованности и умения преподавать дистанционно. Наша задача как раз и состоит в том, чтобы его этому научить.

Шухрат Юсупов  29.01.10
14:42

я мнение свое высказал,...а дальше уж вам решать, что делать ??!! а что нет?!

Геннадий Поровский  29.01.10
19:50

Содержательной дискуссии по поводу развития ДО в НовГУ, мне кажется, пока не получилось. 24 комментария созданы всего лишь восемью участниками. Часть комментариев вообще уводят нас в сторону от поставленного вопроса и пр.
Ответов на свой вопрос Евгений может дожидаться довольно долго.
Почему? На мой взгляд, его вопрос сродни формулировки вызова современного информационного общества академическому сообществу НовГУ. Мы, преподаватели НовГУ, являемся хорошими специалистами в своих областях науки, искусства, техники, культуры; руководителями широко известных научных школ и т.д. Однако, большая часть нас, в практике своей преподавательской деятельности (основной, заметьте), эксплуатирует дидактические системы Я.А. Коменского из поза-позапрошлого, точнее - 17-го века! И в то время как нам предлагаются новые, современные технологические и технические возможности, мы их часто воспринимаем как новые забавные кнопочки на портале универа…, в которые можно было бы и поиграть, если бы ещё и заплатили …
Иначе, налицо разрыв между уровнем развития информационных технологий и уровнем развития науки и знаний в области профессионального образования, по крайней мере, в нашей академической среде. Разрыв, правда, должен быть! Но «обратный». Как говорят исследователи в области профобразования, в частности, Суббето А.И., Селезнева Н.А., наука и знания систем, технологий и техники в области образования должны опережать развитие собственно техники, технологий и систем образования!
Как можно приблизиться к ответу на вопрос (вызов) Евгения Морозова?
Нужен системный подход. Соглашусь с мнением Николая Васильевича и некоторых других участников: «…центру ДО в настоящее время методист не нужен». Напротив, Центру ДО нужен руководитель-дидакт, специалист в области профессионального образования! Специалист, который вместе со своим коллективом разработает и предложит академическому сообществу НовГУ различные перспективные модели использования ДО в образовательной деятельности Университета. Модель ДО как самостоятельной современной дидактической системы, либо как современной образовательной технологии, для встраивания в ту или иную дидактическую систему. Принятые модели разовьёт в стратегию образовательной политики универа на перспективу. Возглавит программы реализации стратегии, которые, согласно канонам стратегического менеджмента будут реализованы в 4-х проекциях: «финансы» (экономное использование выделенных финансовых ресурсов (а может и заработать удастся ), «персонал» (овладение ППС НовГУ новыми дидактическими системами и образовательными технологиями), «процессы» (организация «правильного» образовательного процесса на современной технологической и технической базе для достижения «правильного» результата), «клиенты» (повышение степени удовлетворённости студентов- наших главных потребителей, качеством образовательных услуг).
Ну, а вопрос Морозова Евгения: «Так будем развивать дистанционное обучение в НовГУ или нет?». Вопрос риторический. - Кэшно бум….И Ваш план одобрямс…

Антон Новиков  11.03.10
22:35

Пожалуй поздно делиться мыслями, но всё же...

Ресурс по дистанционному обучению очень удобен.
Но не ясно к чему и к кому его приложить.
К очникам?
Но я, например, как не думал, не придумал ничего лучше, чем выложить через него материалы к занятиям. Очень удобно, системно так всё разложил. Но и всё.

К заочникам?
В моём случае хватает методички.

Один раз я использовал крайне полезный ресурс чата. Возможно понадобится пару раз и в этом симестре.
Но это и всё.

К сожалению.

Чтобы оставлять комментарии нужно зарегистрироваться на портале.